Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Если вам необходима помощь сильного мага, вы можете написать ему на почту: 
midnight.master@mail.ru

Конфиденциальность гарантируется.

Еврейская Демонология

Опубликовано 19.10.2013

Демонология, как явствует из названия, представляет собой науку (логос) о демонах (сверхъестественных существах, стоящих ниже божеств). Европейская культурная традиция, основанная на христианстве, считает демонов существами злотворными. Христианство, произошедшее из иудаизма, усвоило иудейский принцип, согласно которому демонами объявлялись все (кроме Создателя и его ангелов) сверхъестественные существа, и в особенности языческие боги народов, с которыми евреи вступали в конфликт.
еврейская демонология
Если вернуться к дохристианской Европе, то можно обнаружить, что в своем диалоге «Послезаконие» великий Платон говорит о даймонах (демонах) как об особом виде воздушных существ, которые занимают место между божествами и людьми и, соответственно, исполняют роль посредников. Такой демон-посредник был, например, у Сократа.

В еврейском ТаНаХе (который соответствует Ветхому Завету христиан) демонам самостоятельной роли не отводится. Книги ТаНаХа учат, что все несчастья ниспосылаются всесильным Создателем, который может применять как инструмент ангелов и духов. Говорится, например, что злой дух, возмущавший царя Саула, был злым духом от Господа. Вообще идея магии, которая одной из основных своих целей имеет цель отпугивания или изгнания сверхъестественных злых существ, расходится с доктриной Библии. Все попытки управлять сверхъестественными силами осуждаются, вплоть до приказания не оставлять ворожей в живых.

Ветхий Завет требовал пресекать любые попытки общения с демонами; все тот же царь Саул, например, изгнал из страны волшебников и гадателей.

Вообще народные представления древних евреев о духах и демонах, видимо, мало отличались от представлений об этих силах у других народов Ближнего Востока. Считалось, что демоны обитают в пустынях и заброшенных домах, что они вводят человека в заблуждение, являются причиной болезней. Отличие было в том, что евреи полагали, что все сверхъестественные существа, даже злотворные, выполняют волю Творца.

Древние евреи записали в демоны иноземных богов. Например, стали считаться злыми силами ханаанские божества Решеф, Мавет, Девер, Азазель и Лилит. Однако, Библия содержит упоминание и о неких «сеирим» — населяющих развалины волосатых демонах.

В период Второго Храма прослеживается тенденция, отличная от ветхозаветной: демоны рассматриваются как агенты противоположного Богу злого начала. Такая точка зрения существовала, насколько можно судить по свиткам Мертвого моря, у секты ессеев. Предводителем всех сил зла является владыка демонов, имя которого может звучать по разному – Блияал, Мастема, Сатан. Демоны понимаются не столько как источники физического страдания, сколько как искусители, которые сбивают человека с пути праведности. Эта точка зрения отражена и в Новом Завете (вспомните искушение Христа).

Многое к еврейской демонологии добавили авторы Талмуда. В соответствии с Талмудом, демоны были созданы Всевышним в сумерки, наступившие после первой субботы. Поскольку стало темно, Всевышний не успел доделать демонов, и они остались бестелесными. В иудейской традиции демоны заполняют промежуток между людьми и ангелами, а для обитания избирают воздух над нечистыми или пустующими местами.

В Иерусалимском Талмуде упоминаются три разновидности демонов - маззиким, шедим и рухот. Маззиким – «вредящие», они обитают в разрушенных зданиях, домах, оставшихся без хозяина, и в других оскверненных или покинутых человеком местах. Рухот – это духи (от ивр. «руах» - ветер, дух).

Шедим (вероятно, от аккадского слова «шеду», демон) – собственно демоны. Им приносили в жертву животных и даже детей. В описании облика шедим присутствуют зооморфные черты – они косматые, а более поздние предания указывают, что у шедим птичьи лапы. Демоны-шедим могут входить в людей, наводить на своих жертв порчу и безумие, а некоторых обучать колдовству. Согласно одному из сказаний, шедим — это дети Лилит от Адама, согласно другому — души исполинов (рефаим), рождённых земными женщинами от падших ангелов. По народным поверьям, в бесов-шедим превращаются после смерти души нечестивцев. В современном иврите слово «шед» означает чёрта.

Особенно много о еврейской демонологии сказано в Вавилонском Талмуде (возможно, в Вавилонии вера в демонов была более распространена). Демоны Вавилонского Талмуда способны обитать в воздухе, воде, селиться на деревьях и крышах домов; они невидимы, многочисленны и являются причиной всевозможных неприятностей. Главой дьяволов (ивр. «рош-станим») считаются Асмодей или Самаэль (ангел смерти, который умерщвляет жертв смертельным ядом).

Несколько конкретных примеров из талмудической демонологии. Царицей демонов названа Аграт бат Махалат, которая иногда отождествляется с Лилит. Аграт бат Махалат мчится по воздуху, окруженная десятью тысячами злых демонов. Другой демон, Кетев Мерири, вредит человеку лишь в определенное время, представляя особую опасность с 17 таммуза по 9 ава (см. еврейский календарь).

Интересно, что такой авторитетный еврейский ученый и комментатор Талмуда, как Маймонид, демонологию отвергал.

Дальнейшее развитие еврейская демонология получила в Каббале. По мнению ранних каббалистов Испании, демоны созданы не из четырех основных элементов (огня, воздуха, воды и земли), а лишь из двух — огня и воздуха, потому недоступны человеческому восприятию; однако, демоны подчинены законам природы, то есть смертны и после смерти разлагаются. Нахманид утверждал, что демоны относятся к роду Самаэля, который при этом является душою планеты Марс, а Исав (для каббалистов - символ христиан) — подданный Самаэля среди народов.

Книга Зоар объясняет происхождение демонов союзом между людьми и сверхъестественными силами. Некоторые из числа демонов, например Лилит, были созданы Всевышним в дни творения бестелесными, и такие демоны стремятся обрести телесность через сексуальный контакт с людьми. Потомство от подобных союзов ведет себя так же. В христианской демонологии существовала схожая теория (суккубы и инкубы). Существуют и добрые демоны, царем которых является Асмодей. Это «еврейские демоны», и они признают Тору.